Участники Государственной программы ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

Диспетчерский контроль ЛИФТОВ

Организация диспетчерского контроля за работой ЛИФТОВ регламентируется  Постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 № 743. (далее ПП № 743)

ПП № 743 «Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских  конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах»

Технические требования к диспетчерскому контролю ЛИФТОВ регламентируется  ГОСТ 34441—2018 "ЛИФТЫ, Диспетчерский контроль.Общие технические требования"

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 33605. а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 вызов: Сигнал от устройства вызова в диспетчерскую службу для установления переговорной связи диспетчера с пользователем.
3.2 лифтовое диспетчерское оборудование: Часть устройства диспетчерского контроля, расположенная на лифте, способная принять вызов и/или сигнал с лифта и инициировать двустороннюю переговорную связь и/или передачу информации.
3.3 устройство вызова: Устройство для пользователей, заблокированных в лифте, предназначенное для вызова диспетчерской службы (см. приложение А).
3.4 диспетчерское оборудование: Часть устройства диспетчерского контроля, расположенная вне лифта (например, в диспетчерской службе), способная идентифицировать, обрабатывать и отображать информацию о вызовах, сигналах с лифта и обеспечивать двустороннюю переговорную связь (см. приложение А).
3.5 диспетчерская служба: Организация, имеющая квалифицированный персонал, отвечающая за прием информации, осуществление переговорной связи и передачу информации в специализированную организацию (например, е аварийную службу).
3.6 производитель устройства диспетчерского контроля: Физическое или юридическое лицо, ответственное за изготовление и реализацию устройств диспетчерского контроля.
3.7 пользователь: Пассажир и/или квалифицированный персонал.


Исходя из вышеуказанных терминов и определений: организация диспетчерского контроля - комплекс мероприятий по интеграции совокупности устройств диспетчерского контроля и операторского/диспетчерского обслуживания платформы объединенных между собой соответствующими интерфейсами и каналами связи от блока диспетчеризации платформы  до пульта диспетчерского контроля. Всё необходимое для этого оборудование должно производиться и поставляться изготовителем устройств диспетчерского контроля.

В соответствии с пунктом 20. ПП № 743:
«20. Контроль за работой ЛИФТОВ  должен осуществляться в соответствии с сопроводительной документацией объекта и руководством (инструкцией) по эксплуатации систем диспетчерского (операторского) контроля (при наличии) по выбору владельца ЛИФТА, посредством :
а) диспетчерского контроля;
б) постоянного контроля за работой лифта квалифицированным персоналом, находящимся на объекте, в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации объекта».

Что требуется от производителя ЛИФТА?

1.   Если контроль за работой лифта планируется осуществлять посредством постоянного контроля за работой лифта квалифицированным персоналом, находящимся на объекте, то  производитель лифта обязан обеспечить выполнение требований ГОСТ 33984.1-2016 "ЛИФТЫ Общие требования безопасности"  в соответствии с пунктами 5.12.3.1 и 5.12.3.2 :

5.12.3.1 Должно быть предусмотрено устройство дистанционной экстренной связи (см. 5.2.1.6). обеспечивающее постоянную двустороннюю переговорную связь с квалифицированным персоналом, отвечающим за освобождение (эвакуацию).
5.12.3.2 Система управления лифта, предназначенная для перемещения людей, должна обеспечивать возможность подключения к двусторонней переговорной связи, при помощи которой пассажир может вызвать помощь извне.

2.   Если контроль за работой ЛИФТА планируется осуществлять посредством диспетчерского контроля, то  ПРОИЗВОДИТЕЛЬ ЛИФТА ОБЯЗАНЫ  обеспечить выполнение требований ГОСТ 33984.1-2016 "ЛИФТЫ Общие требования безопасности"  в соответствии с п 5.12.3.3 :

5.12.3.3 Система управления лифта, предназначенного для подключения к устройству диспетчерского контроля, должна предусматривать возможность снятия сигнала с целью передачи от лифта к устройству диспетчерского контроля информации:
a) о срабатывании электрических цепей безопасности.
b) несанкционированном открывании дверей шахты в режиме нормальной работы.
c) об открытии дверей (крышки) устройства (панели), предназначенного для проведения эвакуации людей из кабины, а также проведения динамических испытаний на лифте без машинного помещения.
Примечание — Необходимость подключения лифта к устройству диспетчерского контроля определяется Владельцем.

Эти же требования обозначены в  ГОСТ 34441—2018 "ЛИФТЫ, Диспетчерский контроль.Общие технические требования" в п 4.3.1

4.3.1 Устройство диспетчерского контроля, подключенное к системе управления лифтом, предусматривающей возможность снятия сигнала по ГОСТ 33984.1 (подпункт 5.12.3.3). должно обеспечить передачу информации:
а) о срабатывании электрических цепей безопасности:
б) о несанкционированном открывании дверей шахты в режиме нормальной работы:
в) об открытии дверей (крышки) устройства (панели), предназначенного для проведения эвакуации людей из кабины, а также для проведения динамических испытаний на лифте без машинного помещения:
г) сигнализацию об открытии двери машинного помещения.

Данный пункт (п 4.3.1) указывает на обязанность производителя обеспечить возможность подключения систем диспетчерского  контроля любого изготовителя к системе управления ЛИФТОМ, если ЛИФТ планируют подключать к системе диспетчерского контроля.

Организация осуществляющая комплекс работ по диспетчеризации, по желанию заказчика может расширить функционал диспетчерского контроля в соответствие с  пп 4.3.2  ГОСТ 34441—2018 "ЛИФТЫ, Диспетчерский контроль.Общие технические требования"

4.3.2 Устройство диспетчерского контроля может дополнительно включать в себя:
а) видеоконтроль кабины и этажных площадок перед лифтом:
б) дистанционное отключение электроснабжения:
в) устройство двусторонней переговорной связи диспетчера с пользователями, находящимися на этажной площадке:
г) устройства, регистрирующие параметры работы лифта (число включений, машинное время и т. п.):
д) контроль закрытия крышки погрузочного люка и окон машинного помещения;
е) дополнительную информацию о состоянии лифта (например, коды ошибок лифта);
ж) регистрацию информации с другого инженерного оборудования зданий;
и) управление иным инженерным оборудованием зданий.

Выводы:

1. Подготовка системы управления ЛИФТА для осуществления контроля за его работой, в соответствие с одним из двух вариантов регламентированных пунктом 20. ПП № 743 - является обязанностью производителя ЛИФТА.

2. Набор необходимых в системе управления ЛИФТА опций, для осуществления контроля за его работой,в  соответствие с одним из двух вариантов регламентированных  пунктом 20. ПП № 743, определяется заказчиком оборудования.

3. Работа по выполнению комплекса работ по диспетчеризации не является обязанностью производителя ЛИФТА, и должна выполняться специализированной организацией с применением сертифицированного оборудования для диспетчерского контроля.

Диспетчерский контроль платформ МГН

Организация диспетчерского контроля подъёмных платформ МГН регламентируется  Постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 № 743. (далее ПП № 743)

ПП № 743 «Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских  конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах»

Технические требования к диспетчерскому контролю подъёмных платформ МГН регламентируется  ГОСТ Р 55641-2013

ПЛАТФОРМЫ ПОДЪЕМНЫЕ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ДРУГИХ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ.
ДИСПЕТЧЕРСКИЙ КОНТРОЛЬ. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ.

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 диспетчерский контроль: Система, состоящая из совокупности устройства диспетчерского контроля и операторского/диспетчерского обслуживания платформы.
3.2 устройство диспетчерского контроля: Техническое средство для дистанционного контроля за работой подъемной платформы и обеспечения связи пользователя с обслуживающим персоналом, включающее в себя блок диспетчеризации, канал связи, пульт (см. приложение А).
3.3 интерфейс платформы: Совокупность технических и программных средств, обеспечивающих обмен информацией между платформой и устройством диспетчерского контроля.
3.4 канал связи: Линии связи (проводные и/или беспроводные), через которые осуществляются передача информации от блока диспетчеризации на пульт устройства диспетчерского контроля и двухсторонняя переговорная связь пользователя с обслуживающим персоналом.
3.5 оператор: Физическое лицо, имеющее квалификацию, необходимую для проверки исправности и функционирования платформы и оказания (при необходимости) помощи пользователю платформы.
3.6 блок диспетчеризации платформы: Техническое средство, предназначенное для получения сигналов с платформы, передачи их через каналы связи на пульт устройства диспетчерского контроля, а также для установления двухсторонней переговорной связи пользователя с обслуживающим персоналом.
3.7 пульт устройства диспетчерского контроля (пульт): Техническое средство, предназначенное для приема через канал связи информации от платформы, ее отображения, обработки, хранения и осуществления двухсторонней переговорной связи пользователя с обслуживающим персоналом.
3.8 изготовитель устройства диспетчерского контроля: Юридическое лицо, в том числе иностранное или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющее от своего имени производство или производство и реализацию устройств диспетчерского контроля и ответственное за его соответствие требованиям настоящего стандарта.
3.9 диспетчер устройства диспетчерского контроля: Физическое лицо, имеющее квалификацию, необходимую для осуществления контроля за работой платформы с использованием устройства диспетчерского контроля.

Исходя из вышеуказанных терминов и определений: организация диспетчерского контроля - комплекс мероприятий по интеграции совокупности устройств диспетчерского контроля и операторского/диспетчерского обслуживания платформы объединенных между собой соответствующими интерфейсами и каналами связи от блока диспетчеризации платформы  до пульта диспетчерского контроля. Всё необходимое для этого оборудование должно производиться и поставляться изготовителем устройств диспетчерского контроля.

В соответствии с пунктом 20. ПП № 743:
«20. Контроль за работой подъёмной платформы  должен осуществляться в соответствии с сопроводительной документацией объекта и руководством (инструкцией) по эксплуатации систем диспетчерского (операторского) контроля (при наличии) по выбору владельца подъёмной платформы посредством:
а) диспетчерского контроля;
б) постоянного контроля за работой лифта квалифицированным персоналом, находящимся на объекте, в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации объекта».

Что требуется от производителя подъёмных платформ МГН?

1.   Если контроль за работой подъёмной платформы планируется осуществлять посредством постоянного контроля за работой лифта квалифицированным персоналом, находящимся на объекте, то  производитель платформы обязан обеспечить выполнение требований ГОСТ Р 55555 в части пункта  8.1.13 Каждая платформа должна быть оборудована кнопкой или устройством вызова обслуживающего персонала, которое должно быть расположено на грузонесущем устройстве около элементов управления движением. Кнопка вызова обслуживающего персонала должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 55641-2013 в части пункта 11.4.5 Все устройства аварийной сигнализации должны быть окрашены в желтый цвет и иметь изображение колокола (см. рисунок 16).

2.   Если контроль за работой подъёмной платформы планируется осуществлять посредством диспетчерского контроля, то производитель платформы обязан обеспечить выполнение требований ГОСТ Р 55555, ГОСТ Р 55556 в части пункта 8.5.4.5., требования которого аналогичны требованиям  пп 4.3. ГОСТ Р 55641-2013.

4.3 Платформа, предназначенная для подключения к устройству диспетчерского контроля, должна обеспечивать
передачу на устройство диспетчерского контроля следующей информации по 8.5.4.5 ГОСТ Р 55555, ГОСТ Р 55556:
а) о срабатывании электрической цепи безопасности;
б) об открывании дверей (крышек) шкафа управления и вводного устройства;
в) о вызове обслуживающего персонала на переговорную связь. (кнопка с колокольчиком)

Данный пункт указывает на обязанность производителя обеспечить возможность подключения систем диспетчерского  контроля любого изготовителя к системе управления подъёмником МГН, если платформу планируют подключать к системе диспетчерского контроля.

4.4 Устройства диспетчерского контроля должны обеспечивать двухстороннюю переговорную связь между обслуживающим персоналом и лицами, находящимися на подъемной платформе. Сигналы, поступающие в интерфейс с платформы по 4.3, должны передаваться через каналы связи на пульт независимо от сигналов двухсторонней переговорной связи.

Хотя пункт 4.4 ГОСТ Р 55641-2013, не обязывает производителя платформ оборудовать их, двусторонней переговорной связью, производитель может укомплектовать подъёмник двухсторонней связью т.к. сигналы от неё не должны быть физически связаны с сигналами системы диспетчерского контроля.

Организация осуществляющая комплекс работ по диспетчеризации, по желанию заказчика может расширить функционал диспетчерского контроля в соответствие с  пп 4.3. ГОСТ Р 55641-2013.

4.5 В зависимости от особенностей условий эксплуатации платформ, категорий ограничения жизнедеятельности пользователей, регулируемого или свободного доступа пользователей к платформам объем информации для диспетчерского контроля платформ может быть расширен за счет введения:
а) видеоконтроля зоны работы платформы;
б) дистанционного отключения/включения энергоснабжения платформы;
в) дистанционного отключения/включения дополнительного освещения зоны работы платформы (при наличии);
г) переговорной связи обсуживающего персонала с лицом, находящимся на посадочной площадке/посадочных площадках.


Выводы:

1. Подготовка системы управления подъёмника для осуществления контроля за работой платформ в соответствие с одним из двух вариантов регламентированных  пунктом 20. ПП № 743 - является обязанностью производителя подъёмной платформы.

2. Набор необходимых в системе управления подъёмником опций, для осуществления контроля за работой платформ в соответствие с одним из двух вариантов регламентированных  пунктом 20. ПП № 743, определяется заказчиком оборудования.

3. Работа по выполнению комплекса работ по диспетчеризации не является обязанностью производителя платформ, и должна выполняться специализированной организацией с применением сертифицированного оборудования для диспетчерского контроля.




Об организации системы диспетчерского контроля за работой лифтов и платформ МГН.

Ростехнадзор разъясняет: вопросы о диспетчеризации лифтов
Управление Ростехнадзора информирует о необходимости организации системы диспетчерского контроля за работой лифтов или обеспечения присутствия лифтера на объекте для осуществления постоянного контроля за работой лифтов квалифицированным персоналом, а также разъясняет порядок приема (ввода в эксплуатацию) вновь смонтированного лифтового оборудования в новостройках и необходимость постановки на учет вводимых в эксплуатацию лифтов в государственном реестре.

Об организации системы диспетчерского контроля за работой лифтов.

«Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 № 743 (далее - Правила) вступили в силу с 30.08.2017.

Настоящие Правила устанавливают требования к организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах (далее - объекты).

Согласно пункта 3. Правил:
"система диспетчерского (операторского) контроля" - система технических средств для дистанционного контроля за работой объекта и устройств безопасности объекта, а также для обеспечения двусторонней переговорной связи между объектом и диспетчерским (операторским) пунктом;
"квалифицированный персонал" - физические лица, соответствующие квалификационным требованиям для осуществления трудовой функции, необходимой при выполнении соответствующего вида (видов) работ по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию объекта, в соответствии с положениями профессиональных стандартов, устанавливающих квалификационные характеристики для выполнения соответствующих видов работ, подтвердившие соответствие своей квалификации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О независимой оценке квалификации".


В соответствии с пунктом 20. Правил:
«20. Контроль за работой лифтов должен осуществляться в соответствии с сопроводительной документацией объекта и руководством (инструкцией) по эксплуатации систем диспетчерского (операторского) контроля (при наличии) по выбору владельца лифта посредством:
а) диспетчерского контроля;
б) постоянного контроля за работой лифта квалифицированным персоналом, находящимся на объекте, в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации объекта».

Пунктом 22.  «Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, установлено, что работы по организации системы диспетчерского контроля и обеспечению диспетчерской связи с кабиной лифта входят в состав работ, необходимых для надлежащего содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме:
• «22. Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания и ремонта лифта (лифтов) в многоквартирном доме:
• организация системы диспетчерского контроля и обеспечение диспетчерской связи с кабиной лифта;
• обеспечение проведения осмотров, технического обслуживания и ремонт лифта (лифтов);
• обеспечение проведения аварийного обслуживания лифта (лифтов);
• обеспечение проведения технического освидетельствования лифта (лифтов), в том числе после замены элементов оборудования».

Чем автомобильный подъёмник отличается от грузового подъёмника?

На автомобильном подъёмнике можно перевозить водителя внутри автомобиля. Алгоритм работы  следующий: водитель осуществляет вызов платформы, после открытия автоматических дверей шахты заезжает на платформу и удерживая кнопку нужной остановки осуществляет спуск/подъём. Платформа автоматически останавливается на нужном этаже и автоматические двери открываются. Алгоритм управления автомобильным подъёмником похож на алгоритм управления автомобильным лифтом, но из за отсутствия дверей кабины, требованиями безопасности ГОСТ 34682-2020, ограничивается скорость (не более 0,15 м/сек) и возможность автоматической отправки кабины на нужную остановку (кнопка удерживается нажатой во время спуска/подъёма). По действующему законодательству, если подъёмник предназначен для перевозки людей, или людей и грузов (подъёмники для ММГНгрузовые подъёмники с сопровождением грузаавтомобильные подъёмники), то конструкция данного подъёмника должна соответствовать требованиям ГОСТ 34682-2020. В сертификате этого подъёмника должно быть указано, что он изготовлен в соответствии с требованиями безопасности ГОСТ 34682-2020, а не какого либо другого ГОСТа или тем более ТУ. 

На грузовой подъёмник требования ГОСТ 34682-2020 не распространяются, он оборудуется внешней системой управления без возможности управления на платформе.

Что такое лифт-подъёмник?

Некоторые недобросовестные производители грузовых подъёмников, вводят своих потенциальных  покупателей в заблуждение словосочетанием "лифт-подъёмник". Это подмена понятий, примерно как самолёт-планер или автомобиль-мотоцикл. Одним словом - полная глупость рассчитанная на людей не сильно погружённых в терминологию лифтостроения. На самом деле всё достаточно просто. В данном вопросе основой являются требования безопасности. Есть лифты, и есть подъёмники. Есть требования к безопасности лифтов а есть требования к безопасности подъёмников. Требования безопасности задаются соответствующим Техническим Регламентом. Лифты - вертикальный транспорт соответствующий требованиям безопасности технического регламента ТР/ТС 011/2011 "Безопасность лифтов". Действие регламента распространяется как на сами лифтовые конструкции, так и на их отдельные компоненты и устройства, которые обеспечивают безаварийную эксплуатацию и снижают риск нанесения вреда при использовании. Весь данный документ посвящён только требованиям к безопасности лифтов, конструкция которых должна соответствовать требованиям ГОСТ 33984.1—2016 "ЛИФТЫ. Общие требования безопасности к устройству и установке" Соответствие всем требованиям безопасности, подтверждается Сертификатом соответствия ТР/ТС 011-2011 "Безопасность лифтов". Получение сертификата, подтверждающего соответствие лифтовых конструкций и их комплектующих ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов" позволяет свободно производить продукцию называемую ЛИФТОМ.  Если речь идёт о подъёмниках, то требования безопасности к ним, регламентируются Техническим Регламентом ТР/ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования".  Данный технический регламент устанавливает минимально необходимые требования безопасности машин и (или) оборудования. Именно машин и оборудования, так как данный документ распространяется не только на подъёмники, но и на "сеялки-веялки" и т.д. и т.п. Впрочем, на подъёмнике можно перевозить и людей, но только в том случае если конструкция данного подъёмника разработана в соответствии с требованиями безопасности соответствующего ГОСТа. Если подъёмник предназначен для перевозки людей, или людей и грузов (подъёмники для ММГНкоттеджные подъёмникигрузовые подъёмники с сопровождением грузаавтомобильные подъёмники), то конструкция данного подъёмника должна соответствовать требованиям ГОСТ 34682-2020. В сертификате этого подъёмника должно быть указано, что он изготовлен в соответствии с требованиями безопасности ГОСТ 34682-2020, а не какого либо другого ГОСТа или тем более ТУ. 

Слово ЛИФТ в словосочетании "лифт-подъёмник", не делает лифт из подъёмника, а само это словосочетание - словоблудие выдуманное недобросовестными производителями.

Можно ли на подъёмнике перемещаться людям?

Перевозить людей на подъёмнике можно, но только в том случае если конструкция данного подъёмника разработана в соответствии с требованиями безопасности ГОСТа 34682-2020.  В сертификате соответствия  ТР/ТС 010-2011 "О безопасности машин и оборудования" о соответствии конструкции данного подъёмника требованиям безопасности, в графе изготовлен в соответствии с...., должна быть прямая отсылка к ГОСТу 34682-2020. Если подъёмник предназначен для перевозки людей, или людей и грузов (подъёмники для ММГН, коттеджные подъёмники, грузовые подъёмники с сопровождением груза, автомобильные подъёмники), то конструкция данного подъёмника должна соответствовать требованиям ГОСТ 34682-2020. В сертификате этого подъёмника должно быть указано, что он изготовлен в соответствии с требованиями безопасности ГОСТ 34682-2020, а не какого либо другого ГОСТа или тем более ТУ. Так как платформа подъёмника е не имеет автоматических дверей кабины,то требования безопасности ГОСТ 34682-2020, запрещают автоматическую работу подъёмника (нажал-поехал), а управление платформой осуществляется нажатием и удерживанием кнопки соответствующего этажа. Скорость данных платформ не должна превышать 0,15 м/сек. Пассажирские подъёмники должны иметь ловители кабины, световые шторы безопасности, люки, специальные двери шахты, специальные замки дверей шахты и многое другое.

Чем лифт отличается от подъёмника?

Лифт является уникальным транспортным средством, предназначенным для перевозки людей и грузов. В отличие от других транспортных средств массовой перевозки людей и грузов (автобусы, троллейбусы, метро и т.д.), управление которыми осуществляется специально подготовленным персоналом, лифтом управляет сам пассажир или персонал, которому не требуется высокая квалификация. В связи с этим к конструкции лифта применяются соответствующие требования. Требования безопасности задаются соответствующим Техническим Регламентом. Лифты - вертикальный транспорт соответствующий требованиям безопасности технического регламента ТР/ТС 011/2011 "Безопасность лифтов". Действие регламента распространяется как на сами лифтовые конструкции, так и на их отдельные компоненты и устройства, которые обеспечивают безаварийную эксплуатацию и снижают риск нанесения вреда при использовании. Соответствие всем требованиям безопасности, подтверждается Сертификатом соответствия ТР/ТС 011-2011 "Безопасность лифтов".  Лифт работает в автоматическом режиме. Нажали кнопку, кабина приехала на этаж и автоматически открылись двери.Пассажир зашёл в кабину и  нажал кнопку нужного этажа, после чего двери автоматически закрылись, кабина поднялась или опустилась на нужный этаж и автоматически открылись двери. Для осуществления данного алгоритма работы необходимо применение большого количества различных устройств и датчиков с соответствующей системой управления. Вы этого не видите, но на каждом этапе, система управления лифтом контролирует безопасность его работы.

Подъёмник, как правило грузовой, это устройство, более простое по сравнению с лифтом. Подъёмник может не иметь кабины (только платформа) и дверей кабины. Двери шахты как правило распашные и не автоматические. Требования безопасности к подъёмникам, в целом, задаются Техническим Регламентом ТР/ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования". Данный технический регламент устанавливает минимально необходимые требования безопасности машин и (или) оборудования. Именно машин и оборудования, так как данный документ распространяется не только на подъёмники, но и на "сеялки-веялки" и т.д. и т.п. Впрочем, на подъёмнике можно перевозить и людей, но только в том случае если конструкция данного подъёмника разработана в соответствии с требованиями безопасности соответствующего ГОСТа. Если подъёмник предназначен для перевозки людей, или людей и грузов (подъёмники для ММГН, коттеджные подъёмникигрузовые подъёмники с сопровождением груза, автомобильные подъёмники), то конструкция данного подъёмника должна соответствовать требованиям ГОСТ 34682-2020. В сертификате этого подъёмника должно быть указано, что он изготовлен в соответствии с требованиями безопасности ГОСТ 34682-2020, а не какого либо другого ГОСТа или тем более ТУ. Так как платформа не имеет автоматических дверей кабины,то требования безопасности ГОСТ 34682-2020, запрещают автоматическую работу подъёмника (нажал-поехал), а управление платформой осуществляется нажатием и удерживанием кнопки соответствующего этажа. Скорость данных платформ не должна превышать 0,15 м/сек.

В чём преимущества гидравлического лифта?

Преимуществами гидравлических лифтов являются: плавность хода, бесшумность работы, точность остановки, безопасность и низкие эксплуатационные расходы. Гидравлические лифты обладают высокой грузоподъемностью и эффективной полезной площадью кабины по отношению к площади шахты из-за отсутствия противовеса. Гидравлические лифты с грузоподъёмностью до 2-х тн. выполняются по схеме рюкзачного лифта, направляющие которого располагаются на одной стене шахты, что позволяет обеспечить расположение дверей шахты под 90 градусов относительно друг друга.

Гидравлические лифт был изобретён ещё в середине XIX-го века. С тех пор у него появилось много серьёзных конкурентов, но популярность устройства от этого не снизилась. Напротив, гидравлический лифт даёт фору своим аналогам по экономичности и грузоподъёмности. В Европе до сих пор, гидравлический лифт является первым выбором для задач по подъёму на высоту до 24 метров.

Финансовый вопрос играет большую роль при выборе лифтового оборудования. И здесь гидравлические лифты имеют массу преимуществ перед конкурентами.

Экономические преимущества:

  • стоимость оборудования в среднем на 20% ниже (на аналогичную компоновку и параметры скорости и грузоподъёмности);

  • монтаж выполняется относительно быстро и легко, что так же позволяет экономить ресурсы;

  • благодаря простоте устройства и меньшему количеству узлов, повышается надёжность, ремонт требуются реже.

Основные затраты в процессе эксплуатации связаны с расходом электричества. Хотя сам лифт работает за счёт гидравлической системы, подачу масла для подъёма тяжёлой кабины обеспечивает электрический насос. А вот спуск происходит под действием силы тяжести.

Экономичность – не единственное преимущество гидравлических лифтов. Они способны обеспечить высокий уровень комфорта и безопасности пассажиров, сохранности грузов.

Преимущества  безопасности:

  • из-за отсутствия противовеса кабину никогда не потянет вверх;

  • при исправности всех узлов оборудование работает практически бесшумно;

  • безопасность пассажиров при отключении электроэнергии и возникновении поломок в системе управления.

Даже при отключении электроэнергии и обесточивании насоса, кабина не застрянет между этажами и не упадёт вниз. система управления лифтом (работает от постоянного тока напряжением 24 В) откроет клапан спуска и кабина штатно опустится на нижнюю остановку. В электрических лифтах для этого необходимо соорудить целую установку из большого количества аккумуляторов и дорогостоящего инвертора. Даже при поломке системы управления кабина легко опускается при помощи механической кнопки принудительного открытия клапана спуска.

Преимущества эксплуатации:

  • прогнозируемый плановый ремонт гидроцилиндра подъёма.

  • дублирование гидроагрегата гидравлической насосной станции

  • большая грузоподъёмность

Гидравлические лифты не имеют аналогов по применению в промышленности на производственных предприятиях, где важно обеспечить надёжную работу с прогнозированным ремонтом. Если речь идёт о вертикальном транспорте встроенном в производственную систему с принципами конвейерной сборки до альтернативы гидравлическому лифту не существует.так как гидравлический лифт имеет более надёжный привод в основе которого находятся гидроагрегат и гидроцилиндр. Гидроцилиндр, даже с изношенным уплотнением способен работать очень долго (будет только повышенный расход масла на утечки). Только привод гидравлического лифта можно продублировать, установив дополнительно хоть два, хоть три гидроагрегата. При выходе из строя одного гидроагрегата, напорная линия в считанные минуты переключается на другую. В случае с электрическим лифтом производство будет остановлено на время его ремонта.

Автомобильные лифты до сих пор, в большинстве случаев имеют гидравлический привод, Лифты самой высокой грузоподъёмности до сих пор имеют безальтернативный гидравлический привод. Некоторые модели способны удерживать вес в десятки тонн, что недоступно электрическим лифтам. Более того, принцип работы гидравлики позволяет использовать для перемещения грузов не только кабины, но и платформы

Что такое гидравлический лифт?

Основу конструкции гидравлических лифтов и гидравлических грузовых платформ составляет механизм подъема на основе гидроцилиндра, который действует на грузонесущий орган непосредственно или через канатный/цепной мультипликатор обеспечивающий компактность конструкции и увеличение высоты подъема.

Движение штока или плунжера гидроцилиндра на подъем обеспечивается под действием давления потока рабочей жидкости, которая поступает от гидроагрегата.

Опускание кабины лифта или грузовой платформы происходит под действием сил тяжести, которая, воздействуя на шток или плунжер гидроцилиндра, обеспечивает слив рабочей жидкости в бак через специальное управляемое клапанное устройство (блк клапанов). Последнее обеспечивает регулирование потока рабочей жидкости, поступающей в гидроцилиндр при подъеме и слив ее в бак при опускании груза, гарантируя требуемую скорость установившегося движения, допустимый уровень ускорений и необходимую точность остановки на погрузочной площадке.


Система гидроавтоматики управления оборудуется защитными устройствами, ограничивающими давление рабочей жидкости на допустимом уровне и предотвращающими возможность падения кабины (грузовой платформы) в случае аварийного разрыва напорного трубопровода или утечки жидкости через уплотнительные устройства.

Степень сложности гидропривода и системы управления определяется специфическими требованиями к конкретному типу гидравлического подъемного устройства с учетом его назначения.

Гидропривод типового лифта включает подъемный гидроцилиндр той или иной конструкции, соединенный одним или двумя трубопроводами с гидроагрегатом, в состав которого входит бак для рабочей жидкости, насос с электроприводом, клапанное распределительное устройство гидроавтоматики с соответствующими устройствами безопасности.

Управление движением кабины лифта осуществляется посредством станции управления, взаимодействующей с системой гидроавтоматики и датчиками контроля положения кабины. На этажных площадках и в кабине устанавливаются соответствующие вызывные кнопки и аппарат приказов.

Гидроагрегат и станция управления могут располагаться на удалении от шахты лифта на 15 - 20 м в специальном закрываемом помещении небольших размеров. В связи с этим, гидравлический лифт не имеет специального машинного помещения, характерного для лифтов с электроприводом.

Отличительной особенностью гидравлических лифтов массовых моделей является установка купе на несущей раме консольного типа, которая обеспечивает возможность установки кабин с расположением дверей под 90 градусов относительно друг друга (кабины с проходом под 90 градусов)